Как работать с ИП без претензий со стороны налоговой

RTEmagicC_team-by-computer.jpgРаботать с ИП для компаний, разумеется, удобнее чем с физлицами, однако нужно иметь в виду, что оформлять немногочисленные документы для такого сотрудничества нужно внимательно и скрупулезно – ошибки могут обернуться претензиями со стороны налоговой и совершенно ненужными штрафами и иными расходами. Расскажем простые правила оформления работы с ИП, которые нужно знать.

Двойное значение

Начнем с того, что индивидуальные предприниматели – это вам не физлица и не юрлица, а люди с «двойной жизнью». То есть они и бизнесмены, и рядовые граждане-налогоплательщики одновременно. А потому в одной и той же правовой ситуации могут действовать по-разному. Продать машину или квартиру такой человек может и как обычный гражданин, и как ИП, например.

Cуть в том, что юрлицо при выплатах ИП, связанных с ведением предпринимательской деятельности (то есть при покупке у него товаров или услуг), не является налоговым агентом в отношении этих доходов и, соответственно, не обязано предоставлять в налоговую данные по форме 2-НДФЛ. Поскольку НДФЛ со своих доходов ИП рассчитывает и уплачивает сам согласно п.1 ст. 227 НК РФ.

Однако если вы не проследили за правильностью оформления сотрудничества с ИП, допущенные ошибки могут привести к тому, что ваши выплаты такому контрагенту попадут в категорию выплат физлицам. После чего ваша компания немедленно будет признана налоговым агентом, обязанным удержать налог из выплаченной суммы и уведомить об этом налоговую.

Чтобы иметь возможность подтвердить факт непризнания вас налоговым агентом при проверке бухгалтеру необходимо иметь полный комплект документов, указывающий что выплаты производились именно индивидуальному предпринимателю. Если вы потеряли, забыли или неверно сформировали документы, вам практически обеспечены дополнительные расходы на судопроизводство.

Оформляем документы

Какие же документы нужно иметь на руках, сотрудничая с ИП, и как их верно оформлять, чтобы избежать проблем с налоговой? Можно получить у ИП заверенную копию свидетельства о государственной регистрации, но это не лучший вариант, поскольку такая бумага лишь подтверждает, что человек имеет статус предпринимателя. Копию, конечно, получите и уберите в надежное место.

А для задачи подтверждения отсутствия обязательств налогового агента у юрлица понадобится документ, подтверждающий, что контрагент в сделке действует именно как ИП и получает доход как индивидуальный предприниматель. Этот документ – договор. В нем, помимо данных физического лица (ФИО, адреса, паспортных данных), необходимо указать, что ваш подрядчик является ИП, а также указать его ИНН, номер и дату свидетельства о государственной регистрации, сведения о выдавшем свидетельство органе.

То есть в начале договора должно быть прописано, что одна из стороны – индивидуальный предприниматель N, а в конце в реквизитах подрядчика – ИНН и все данные о госрегистрации. Не забудьте сверить указанные в договоре данные с полученной от ИП копией свидетельства.

Кроме того, вам может понадобиться подтверждение, что предприниматель применяет УСН. Можете попросить его принести заявление о переводе на УСН, которое подается при регистрации и возвращается вместе со свидетельством, либо попросить принести справку из налоговой инспекции о применении УСН.

Без договора

Если у вас нет письменного договора, необходимо проследить, чтобы в чеке ККТ были указаны все необходимые реквизиты. Чек ККТ подтверждает факт перечисления оплаты за товар или услугу, и ИП обязан выдавать его при наличных и безналичных расчетах непосредственно в момент оплаты.

Чек ККT проверяется на наличие следующих обязательных реквизитов:

  • ФИО предпринимателя (например, ИП Фролов Александр Александрович). Право юрлица не выполнять обязательства налогового агента подтверждается именно этим реквизитом).
  • ИНН предпринимателя,
  • заводской номер ККТ,
  • порядковый номер чека,
  • дату и время покупки/ оказания услуги,
  • стоимость покупки (услуги),
  • признак фискального режима.

Стоит отметить, что если юрлицо выплачивает ИП какие-то средства, не связанные непосредственно с ведением им предпринимательской деятельности (например, премию),  компания является налоговым агентом в отношении этих доходов согласно письму Минфина № 03-04-06-01/288 от 3 марта 2008 года.

И напоследок полезная рекомендация: сразу снимайте копии с чеков ККT и заверяйте их печатями компании и подписью главного бухгалтера. По правилам все документы для нужд налогового контроля необходимо хранить четыре года, а чеки выцветают очень и очень быстро.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы