Закон о «налоговом мониторинге» внесен в Госдуму. Что это значит для бизнеса?

Businessman and ComputerВ Государственную Думу внесён Законопроект № 529630-6 О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Законопроект вводит в России институт налогового мониторинга. Что это и как работает в зарубежной практике – рассказываем в сегодняшнем посте.

Итак, в НК РФ в скором времени могут внести поправки, закрепляющие институт расширенного информационного взаимодействия (РИВ), иначе – налогового мониторинга.

Эта сравнительно новая практика налогового администрирования уже применяется в Великобритании, США, Нидерландах, Германии и других странах Европы и Азии. Означает она следующее: налоговый орган и налогоплательщик могут заключить соглашение о расширенном налоговом взаимодействии. Соглашение подразумевает, что в отношении налогоплательщика больше не применяются выездные налоговые проверки (хотя он по-прежнему предоставляет налоговые декларации, и камеральные проверки остаются в силе).

Налоговый орган при этом начинает выполнять функцию налогового консультанта, предоставляющего налогоплательщику разъяснения по любым вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования. Однако такое взаимодействие будет больше похоже на диалог, чем на монолог налоговиков. Налогоплательщик может оспаривать разъяснения проверяющего органа, предоставлять возражения, инициировать достижение компромисса по спорному вопросу.

Кроме того, налоговая получает практически неограниченное право запрашивать у своего «подопечного» пояснения и документы. В пояснительной записке к законопроекту значится, что «налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения». Поэтому к таким компаниям положение о недопустимости избыточного налогового контроля фактически будет неприменимо.

Право заключать договор о расширенном информационном взаимодействии получают только компании, отвечающие следующим требованиям:

  • сумма уплаченных налогов за текущий и предыдущий годы составили не менее 500 миллионов рублей,
  • размер дохода по данным годовой отчетности в предыдущем году составил не менее 5 миллиардов рублей;
  • стоимость активов по данным годовой отчетности в предыдущем году составила не менее 10 миллиардов рублей.

Среди преимуществ использования нового вида налогового администрирования для бизнеса и ФНС можно выделить следующие:

  • ФНС сможет более оперативно и качественно контролировать соблюдение законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в налогов и сборов. Повысится прогнозируемость объемов налоговых поступлений.
  • ФНС сократит свои затраты на проведение налоговых проверок и судебные издержки на разрешение налоговых споров.
  • Компании получат стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволит им повысить свою инвестиционную привлекательность.
  • Компании сократят свои расходы на судебные издержки, уплату пеней и штрафов, получат доступ к экспертизе налоговых консультантов официального ведомства. Фискальные риски сократятся.
  • Компании смогут прямо влиять на улучшение качества налогового администрирования. Можно будет своевременно выявлять и устранять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.

Практика применения за рубежом

Авторство концепции налогового мониторинга (как наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия для определения реальной налогооблагаемой базы и анализа обоснованности ценообразования на товары и услуги) принадлежит Нидерландам. Голландия начала использовать этот метод контроля в 2005 году для определенной группы налогоплательщиков. Заключив соглашение с налоговой на добровольной основе голландские компании обязуются сообщать обо всех фактах хозяйственной деятельности, операциях и обстоятельствах, потенциальных имеющих существенный налоговый риск, а также давать свою юридическую оценку этих операций. Налоговики, в свою очередь, предоставляют свои комментарии, оценивают налоговую базу, обсуждает перспективы фискальных рисков и выполняют иные консалтинговые функции.

В результате такой работы компании получают исчерпывающую информацию о масштабах финансовой ответственности, определенность в части своего положения и последствий своих действий. Около двадцати организаций, принимавших участие в пилотном проекте в Нидерландах, единодушно отметили снижение уровня административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов. Бизнес тоже остался доволен предложенным способом сократить число проверок и связанных с их прохождением расходов и трудностей.

Добровольная основа сотрудничества – важный аспект новой налоговой практики. В некоторых странах регуляторы не церемонятся с налогоплательщиками: не играют с ними в «поймай меня, если сможешь» и не заключают никаких полюбовных соглашений. Одна из них – Великобритания, где контроль за достоверностью налоговых отчислений законодательно возлагается на совет директоров. Совет обязан подписать заявление, в котором утверждается, что он полностью контролирует налоговые риски своего бизнеса.

Российский «пилот»

Перед тем, как вносить законопроект о введении института налогового мониторинга в Госдуму, российские регуляторы опробовали зарубежный опыт в рамках «пилотного» проекта, который стартовал в декабре 2012 года. Тогда ФНС подписала соглашения о расширенном информационном взаимодействии с несколькими крупнейшими налогоплательщиками страны: «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС», МТС, «Эрнст и Янг СНГ». Результаты «пилота» в ФНС оценили положительно. Посмотрим, что он собой представлял.

В соответствии с подписанным соглашением, налогоплательщики приняли обязательство предоставлять в налоговую первичную отчетности, в том числе результаты бухгалтерского и налогового учета, а также любые другие документы по запросу налоговой инспекции, а также извещать налоговую инспекцию об операциях и сделках, которые могут содержать фискальные риски. Налоговые органы, в свою очередь, обязались в кратчайшие сроки озвучивать свою позицию в отношении таких сообщений, консультировать по спорным моментам в налоговом законодательстве и при совершении сделок. Налоговые органы получили доступ ко всем документам предприятия и смогли отслеживать операции со счетами в режиме реального времени.

Руководство участвующих в «пилоте» компаний также согласовывало с налоговиками и планирующиеся сделки. Получение предварительной квалификации сделок и хозяйственных операций в международной практике называется фискальным рескриптом. Он дает возможность добросовестному плательщику «застраховаться» от неблагоприятной трактовки налоговой его действий. Например, в США налогоплательщик может запросить письменный ответ налоговой администрации в отношении планируемой сделки, и этот ответ становится обязательным к применению для ведомства (не накладывая ограничений на суд). В России Минфин хотя и дает письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах, но не несет ответственности за обязательность их применения. Соответственно, и для налоговых органов эти разъяснения носят лишь рекомендательных характер.

Подводя итоги отметим, что безусловными плюсами введения системы налогового мониторинга для бизнеса являются отсутствие дополнительных начислений, штрафов, пени, снижение рисков судебных разбирательств и наложения штрафных санкций, минимизация расходов на налоговое администрирование, а также рост контроля за финансами организации. Хотя и некоторые детали взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и регулятором еще нуждаются в прояснении и регламентации.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы