Почему МФО выгодно передавать учетные функции на аутсорсинг?


Если в случае с любыми другими компаниями можно говорить о степени целесообразности передачи учетных функций на аутсорсинг в зависимости от численности, то для микрофинансовых организаций (МФО) аутсорсинг — почти всегда выигрышная стратегия. Делать такое смелое заявление нам позволяет опыт работы с МФО с момента появления этого рынка в России (принятия закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях в 2010 году). Так что мы знаем все о проблемах МФО и умеем эффективно их решать.

Основные трудности ведения учета для МФО

  1. Отсутствие квалифицированных бухгалтеров

    Рынок МФО пока довольно узок, и ощущается дефицит бухгалтеров, знающих  законодательство по микрофинансам. Оценить, насколько компетентен специалист, претендующий на позицию главного бухгалтера в МФО, тоже зачастую некому.

  2. Корректное ведение бухучета и формирование отчетности

    Даже если удается найти бухгалтера со знанием законодательства, ему непросто самостоятельно разбираться в тонкостях изменчивой, фактически «новорожденной» отраслевой нормативно-правовой базы с множеством разночтений. По нашему опыту, у клиентов, которых мы консультируем, возникает очень много вопросов и по самому бухучету, и по отражению в нем отдельных операций. Например, в 2014 году далеко не все вовремя отследили изменение формулы расчета полной стоимости кредита, а между тем по уровню ПСК ЦБ контролирует законность работы МФО.

    Еще пример: расчет резервов по просроченным займам. Указание ЦБ РФ по данному вопросу очень сложно понять, у нас лично было как минимум три варианта прочтения этого указания, когда мы его только получили. В итоге мы запрашивали информацию у банков-партнеров и обращались в ЦБ, пока не выработали корректное решение.

    Широко распространены различные форс-мажорные ситуации, такие как смерть заемщика или судебное разбирательство с участием заемщика из-за просрочки кредита, в которых МФО также должно действовать юридически грамотно.

  3. Работа с ПО

    Настройка выгрузки из CRM-систем в бухгалтерскую программу — отдельная задача, требующая квалифицированного решения. Например, ежеквартально необходимо сдавать отчет в ЦБ о деятельности МФО, и для формирования такого отчета в CRM системе необходима настройка. Мы готовим отчет в Центробанк самостоятельно или помогаем бухгалтерам клиентов подготовить техническое задание на доработку CRM. А также сами настраиваем ведение бухучета в системах 1C, SAP, Microsoft Navision, BPM-online и других.

    В самой, пожалуй, распространенной на российском рынке программе 1С есть конфигурация 1С МФО, которая, к сожалению, не всегда работает корректно.

    Например, мы обнаружили как-то, что после выпуска очередного обновления расчет резервов по просроченным займам не соответствует действующему законодательству. Решить проблему удалось лишь связавшись с поставщиком ПО – мы решали эту проблему в течение трех недель.

    Нередко случается так, что на момент сдачи отчетности нет полной информации по платежам от заемщиков (например, часть платежей «зависли»). В итоге, в налоговую и ЦБ подаются некорректные данные. И зачастую CRM не позволяет внести исправления текущим периодом, предлагая пересдать отчеты. Центробанк скор на лишение МФО лицензий при наличии несоответствий и ошибок, и постоянные корректировки отчетности — большой риск. В лучшем случае можно получить внеплановую проверку. У нас есть решения, позволяющие делать исправления в CRM текущим периодом.

  4. Интеграция с платежными системами

    Отладка работы с платежными системами, настройка форматов выгрузок в CRM систему и загрузку напрямую в 1C, учет комиссии и прочие нюансы также представляют затруднения. МФО, используя 5-6 платежных систем, получают огромные массивы данных по заемщикам. Часто директоры МФО полагают, что этот поток данных могут успешно администрировать клиентские менеджеры, но это возможно только пока объем операций не достигает критической массы. Дело осложняется тем, что (опять-таки по нашему опыту) добрая четверть плательщиков ошибается в реквизитах, из-за чего образуется множество невыясненных платежей, в которых нужно разбираться.

  5. Трудности роста

    Когда компания начинает расти, объем операций неизбежно вырастает, и сотрудники тратят все больше рабочего времени не на решение своих задач, а на работу с документами. Особенно быстро это начинают чувствовать МФО, выдающие много мелких займов. Автоматизация не слишком помогает, ведь CRM обрабатывает только загруженные данные, которые все равно требуют проверки. Встает вопрос об увеличении численности персонала, наращивании расходов. «Рывок» на рынке начинает поглощать все больше ресурсов.

  6. Потребность в качественной управленческой отчетности

    У микрофинансовых организаций регулярно возникают огромные кассовые разрывы. Им необходимо скрупулезное планирование движения денежных средств, иначе велик риск оказаться с одобренными кредитами при отсутствии наличных денег. Нужно иметь регулярный, еженедельный, а желательно и ежедневный кэшфлоу, особенно при больших объемах кредитования.

    При подготовке управленческой отчетности МФО также часто требуется указывать приведенную стоимость займов и выручки с учетом инфляции, делать рекласс комиссионных вознаграждений кредитным консультантам и иных статей затрат. Если в РСБУ комиссионные учитываются в себестоимости, в управленческой отчетности часто — как уменьшение выручки.

  7.  

    Чем мы (UCMS Group) можем помочь

    1. Помогаем выйти на рынок

      Начав оказывать услугу аутсорсинга учетных функций вместе с появлением рынка микрокредитования в России, мы фактически участвовали в запуске бизнеса некоторых своих первых клиентов. В процессе работы с ними не только отлаживали ведение бухучета и формирование отчетности, но и вникали в лучшие практики отрасли в других областях, выступая в роли бизнес-консультантов. Так что теперь мы знаем, какие платежные системы лучше использовать, какие тарифы выгоднее, где найти надежных поставщиков, и можем порекомендовать различные технические решения по расчету кредитов, возврату долгов и другим жизненно важным для бизнеса МФО вопросам.

    2. Обеспечиваем стабильность

      Наши бухгалтеры и юристы, работающие с МФО, постоянно отслеживают все изменения в отраслевом законодательстве и находятся в контакте с несколькими кураторами в Центробанке, дающими разъяснения нововведений. Это позволяет обеспечить абсолютно корректное ведение бухучета и составление отчетности. Кроме того, у нас есть квалифицированные специалисты по МСФО, что весьма актуально с учетом перехода МФО на МСФО уже в 2018 году.

    3. Компетентно решаем любые вопросы

      Мы накопили довольно богатый опыт работы с разными МФО: среди наших клиентов и стартапы, и международные компании, и российские, быстро растущие и ведущие активную экспансию в регионы. Мы умеем вести учет и отчетность, можем порекомендовать различные методологические и технические решения, помочь вашим бухгалтерам в выборе, интеграции и тестировании систем оперативного учета. Умеем делать интеграцию с международными системами.

    4. Поддерживаем рост и развитие

      Эксперты прогнозируют рост рынка микрофинансирования, в том числе из-за увеличения процента по банковским кредитам и усложнения доступа к ним. Конкуренция будет усиливаться, и сегодня игрокам этого рынка важно успеть занять свою нишу и максимально развить бизнес. Услуги аутсорсинга подходят практически для любой МФО. Большая компания сэкономит на объемах, маленькая — получит возможность вырасти, сконцентрировавшись на основной деятельности и избавив от выполнения рутинных операций своих продавцов и специалистов финансовой службы.

    Подробнее о наших услугах микрофинансовым организациям

    http://www.ucmsgroup.ru/ru/mfo-lp/

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы