Аутсорсинг в госсекторе: как российские госструктуры учатся делегировать?

autsorsing_v_armiiАутсорсинг в секторе государственного управления начал активно использоваться с 1990-х годов в связи с развитием концепции «нового госуправления» (new public management), подразумевающей применение «рыночных» критериев оценки эффективности деятельности госорганов. За десять лет, с 1990 по 2000 год, большинство передовых государств управилось передачей на аутсорсинг основной массы госфункций, пригодных для делегирования. Более всех в этом преуспели англо-саксонские, скандинавские страны и «азиатские тигры». Самые впечатляющие показатели – у Нидерландов, где к концу 2010-х годов государство закупало у частных компаний услуг и товаров на сумму в размере 20% ВВП страны (а «малышка» Голландия – между прочим, одна из ведущих экономик Европы). В России аутсорсинг в госсекторе начался с середины 2000-х, и его внедрение методом проб и ошибок продолжается до сих пор. О самых интересных, на наш взгляд, аутсорсинговых проектах отечественных ведомств рассказываем этом в посте.

Армия: равнение на Запад

Аутсорсинг пришел в российскую армию внезапно: с января 2012 года сторонним подрядчикам передали функции содержания военных городков, уборки территорий, прачечного обслуживания, пошива военной формы, частично — организации перевозок, ремонта техники и приготовления пищи. Аутсорсинг получился не совсем рыночным, поскольку главные провайдеры «Оборонсервис» и его субхолдинги были учреждены Минобороны. История, как вы знаете, закончилась громким судебным процессом.

Аутсорсинг в армии вызывает беспокойство некоторых экспертов не только из-за коррупции, но и из-за риска утраты контроля за процессами. Например, президент Академии военных наук генерал Махмут Гареев заявил, что нужно издать законы, по которым в случае войны все аутсорсинг-провайдеры, снабжающие армию, переходят в подчинение военному командованию, чтобы не допустить срыва технического обеспечения войск.

Впрочем, от аутсорсинга в его рыночном понимании российская армия отказываться не собирается. По словам Сергея Шойгу, новые открытые схемы взаимодействия Минобороны и частных подрядчиков приносят пользу вооруженным силам. Поэтому освобождение солдат от непрофильных функций будет продолжаться.

Один из важнейших аутсорсинг-проектов для российских военнослужащих – план передать функцию утилизации боеприпасов специализированным компаниям. Сегодня этим занимаются порядка 50 тысяч призывников, причем бесплатно (с 2012 года за эту работу перестали платить положенные ранее 30–40 тысяч рублей в месяц). Солдаты длительное время живут в полевых условиях, тяжело работают, гибнут и получают увечья при утилизации боеприпасов методом подрыва. До 2015 года нужно утилизировать 10 млн тонн старых снарядов. В России насчитывается около 30 компаний, способных профессионально сделать такую работу. По оценкам военных экспертов, все вместе они потратят на нее около пяти лет.

Другой знаковых проект подразумевает фактически аутсорсинг целых военных спецопераций. На днях авторитетный немецкий журнал Der Spiegelнаписал о том, что Госдума на осенней сессии рассмотрит закон о создании российских частных военных компаний. Этот закон якобы уже получил поддержку Владимира Путина. Частные армии дадут возможность отстаивать национальные интересы без прямого вмешательства государства. Журналисты Spiegel считают, что наемники будут активно действовать на Украине, смогут заменить солдат регулярной армии в Абхазии и Южной Осетии и будут востребованы в других регионах мира.

В новой истории частные армии существуют с 1967 года. Создавались они в основном Британией и США, причем не только для участия в военных действиях. Например, в 1974 году частная американская военная компания Vinnell Corp. заключила с правительством США крупный контракт на подготовку солдат национальной гвардии Саудовской Аравии и защиту нефтяных месторождений в этой стране. Военных и технических специалистов из США и Европы охотно нанимали (и, вероятно, нанимают) в Иране, Омане, Саудовской Аравии, Египте и других странах.

IT: 100 млрд рублей для российских провайдеров

Крупнейшие (и единственные) поставщики IT­-решений в российском госсекторе – это российские IT-компании. В 2012 году на госпроектах больше всех заработала «Энвижн Групп» (11,2 млрд рублей). В тройку лидеров входят ITG (INLINETechnologiesGroup) и «Техносерв» с 7,9 и 7,2 млрд рублей дохода от госзаказа, соответственно.

Мы посчитали, что рынок IT-аутсорсинга по итогам 2012 года составил порядка 100 млрд рублей (на 50 компаний). Более свежих данных в открытых источниках найти, к сожалению, не удалось. Топ-50 аутсорсеров 2012 года и их заработки можно посмотреть здесь.

Среди масштабных IT­-проектов последних лет, которые непосредственно коснулись граждан, можно считать создание портала Госуслуг, техническим оператором которого стал подконтрольный государству «Ростелеком». На начало 2014 года на портале зарегистрировались 7 млн россиян, а к 2018 году, по поручению Владимира Путина, порталом должны пользоваться уже 70% населения страны.Аналогичный портал, запущенный во Франции в 2008 году, принес бюджету экономию в размере 10 млрд евро. Его посещают 83 млн пользователей ежегодно.

Наиболее крупные контракты в области ITобычно заключаются в военной сфере.

Например, американская EDS заключила контракт на 6,9 млрд долларов США на создание новой внутренней компьютерной сети для ВМФ. Агентство национальной безопасности США заключило десятилетний контракт с корпорацией CSC для модернизации информационной инфраструктуры разведывательной службы.

Российские военные, как и гражданские госслужбы, по требованиям политики информационной безопасности не могут сотрудничать с передовыми западными компаниями. Поэтому нам куда труднее проводить масштабные реформы и привлекать лучшую техническую экспертизу.

Подбор персонала: в поисках чиновников с бизнес-опытом

Столичное правительство, несколько последних лет реформирующее свою кадровую политику, решило не ограничиваться кадровым порталом для привлечения более широкого круга специалистов на госслужбу. Теперь речь идет о передаче процесса подбора на аутсорсинг. Представители правительства уже обсудили с членами Ассоциации консультантов по подбору персонала требования к компетенциям рекрутера по подбору госслужащих. По словам руководителя службы кадров московского Правительства Александры Александровой, одной из задач частных кадровых агентств может стать закрытие вакансий в новых многофункциональных центрах. Эксперты рынка считают, что аутсорсинг подбора чиновников целесообразен, если речь идет о позициях, требующих высокой квалификации. К тому же в последние годы в мэрии особенно востребованы люди с опытом в бизнесе.

Услугами частных рекрутинговых агентств при подборе управленцев на госслужбу давно пользуются на Западе — это выгоднее, чем постоянно содержать высококлассного рекрутера в штате. Также считается, что агентства заинтересованы в высоком качестве подбора, ведь скандальные увольнения чиновников имеют больший общественный резонанс и сильнее сказываются на репутации порекомендовавшего чиновника рекрутера, чем аналогичные ситуации в бизнесе.

Аутсорсинг бухгалтерии: зарплата бюджетника в надежных руках

В Пермском крае еще в 2010 году при поддержке местной администрации стартовал проект «Город бухгалтеров». Программа поощряет бизнес создавать Общие центры бухгалтерского и юридического обслуживания в крае не только для собственных нужд, но и для других предприятий и ведомств края. Пермские власти надеются привлечь компании из Москвы и других крупных городов возможностью сэкономить за счет ОЦО в регионе. По словам зампреда правительства Пермского края Марата Биматова, перевод бухгалтерии из Москвы в Пермь позволил одному из участников проекта снизить издержки на ведение бухучета с 500 до 150 тысяч рублей в месяц. На аутсорсинг также был передан бухгалтерский учет в социальных и образовательных учреждениях края.

В этом году использовать аутсорсинг бухгалтерии и юридических услуг планируют в ведомствах Якутии. Программа перехода на аутсорсинг подразумевает также передачу сторонним организациям общепита, охраны, уборки и услуг ЖКХ. Власти Якутии намереваются сэкономить в общей сложности 7,5 млрд рублей в 2014 году. Аналогичные проекты есть и в других регионах России.

Переходят на аутсорсинг бухгалтерии не только области, но и отрасли. К примеру, в марте 2014 года соответствующие рекомендации ЛПУ дал Минздрав. Министерство призвало сократить избыточный штат руководителей и направить высвободившиеся средства на зарплату профильного персонала поликлиник и больниц. В 2014 году планируется запустить пилотные проекты в шести регионах.

Правда, инициатива Минздрава пока не вызвала большой радости на местах. Зарплаты в регионах и так невысоки, поэтому аутсорсерам будет тяжело конкурировать с штатными бухгалтерами. Кроме того, финансирование медицинских учреждений весьма запутано, а расходы непрозрачны. С 2013 года все финансы ЛПУ, в том числе ФОТ, отданы на откуп главным врачам поликлиник и больниц. Информация о размерах оклада руководства остается закрытой. И хотя по регламенту Минздрава совокупные зарплаты администрации ЛПУ не должны превышать 40% от ФОТ учреждения, по словам рядовых врачей, эту пропорцию выдерживают далеко не везде.

Здравоохранение: «скорая помощь» от третьих лиц

Впрочем, в систему здравоохранения в крупных городах понемногу внедряются более простые аутсорсинговые схемы. На базе наиболее оснащенных поликлиник создаются централизованные лаборатории для выполнения в том числе заказов других ЛПУ, провайдерам предаются организация питания пациентов и уборки помещений, сбор, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов, прачечные и транспортные услуги, охрана.

Наиболее востребованный аутсорсинговый проект в здравоохранении касается транспортного обеспечения. В 2013 году сторонним подрядчикам передали для обслуживания парк машин «скорой помощи» в 21 регионе России – Астраханской, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской и Томской областях, Карелии, Мордовии и Чувашии и других. До этого инициатива уже была реализована в Пермском крае, Кировской области и республике Башкортостан. Водителей частично перевели в штат частных транспортных фирм. По некоторым данным, износ автопарка «скорой помощи» в России составляет более 70%. Заменить их за счет бюджета региональным властям просто не под силу.

Интересно, что в Москве уже анонсировали частную «скорую помощь», официально оказывающую услуги платной госпитализации и оперативной медицинской помощи.

Тут, правда, загвоздка: уже сейчас известно, что «скорые» подрабатывают как такси для бизнесменов, а контролировать частные «скорые» на предмет таких злоупотреблений будет еще сложнее, чем государственные.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по аутсорсингу бизнес-процессов. Мы входим в тройку лучших провайдеров расчета зп и кадрового делопроизводства в России по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы