Почему наёмные менеджеры открывают собственный бизнес?

iStock_000017496132XSmallИсследование предпринимательской активности руководителей среднего и высшего звена, которое провело «Агентство контакт» в 2013 году, показало, что предпринимательство – логичное продолжение профессионального пути наемных менеджеров, достигших серьезных карьерных высот.

По данным опроса 260 наемных руководителей из средних и крупных компаний, у 27 % менеджеров есть параллельно свой бизнес, для 23,6 % свое дело стало основной работой, а еще 32% пока не имеют собственного «свечного заводика», но планируют. Только 17,4 % не хотят примерять роль учредителя.

Интересно, что все респонденты, независимо от наличия или отсутствия опыта предпринимательства, видят примерно одни и те же препятствия к открытию своего дела:

  • отсутствие денег и трудности с совмещением с основной работой (по 45,5 %),
  • отсутствие необходимых организационных навыков (27,3 %);
  • негативное отношение к открытию бизнеса со стороны коллег по работе (9,1 %).

 27 % менеджеров: наемная работа + свое дело

Как показывают результаты исследования, больше всего таких «многостаночников» в производстве (23,1 %) и в маркетинге, консалтинге и PR (30,7 %). Это, как правило, мужчины (61 %), большинство открыли свое дело в 28-30 и в 40-45 лет, а сейчас им в основном от 30 до 45 (Рисунок 1). К идее начать свой бизнес больше половины менеджеров пришли, получив опыт работы и набравшись ума-разума. Свою роль сыграли желания больше зарабатывать и монетизировать денежные и временные инвестиции в образование и хобби. Интересно, что в половине случаев свой бизнес никак не пересекается с основной работой. Лишь 30 % управленцев открыли его в смежной области, а 15,4 % «выполняют ту же работу как самостоятельные специалисты».

У российских наемных менеджеров бизнес получается вполне жизнеспособным, но небольшим: в основном численность персонала не превышает 10 человек (61,5 %), в каждой третьей компании — от 10 до 20 работников. При этом 45 % бизнесменов четко разграничивают деловые и личные отношения, не приглашая в команду ни друзей, ни родных. Еще 23 % позвали друзей, а менее всего предприниматели хотят связываться с коллегами или родственниками (15,4 %).

Рисунок 1. Свой бизнес менеджеров, совмещающих наемный труд и предпринимательство

Рис-1

Источник: «Агентство Контакт»

 23,6 % менеджеров: свой бизнес стал основной работой

Теперь очередь тех, кто с головой ушел в собственный проект. В основном это руководители, работающие в маркетинге, консалтинге и PR (44,5 %). Остальные сферы — производство, строительство и недвижимость, страхование, медицина и фармацевтика, розничная торговля и e-commerce — получили по 11 %. Мужчин и женщин среди руководителей, оставивших наемную работу, примерно поровну. У подавляющего большинства предпринимателей первая серьезная работа появилась сразу после вуза (89 %). Это, видимо, и позволило им в 35-40 лет возглавить свою фирму (так поступили 44,5 %). Кстати, примерно 22 % бывших наемных руководителей ушли с головой в свой бизнес в 45-50 лет (Рисунок 2).

Примерно треть тех, кто оставил наемный труд в пользу своего бизнеса имеют в штате более 50 человек, еще 22,3 % — от 10 до 20 человек. У 44,4 % бывших менеджеров трудятся менее 10 сотрудников.

Эта категория руководителей не так критично настроена по отношению к участию в бизнесе родственников и знакомых: треть пригласили родных, еще треть – друзей и только треть воздержались от совмещения личных отношений и рабочих.

 Рисунок 2. Свой бизнес менеджеров, ставших предпринимателями

Рис.-2

Источник: «Агентство Контакт»

 32 % менеджеров — завтрашние бизнесмены

И напоследок расскажем о тех, кто еще трудится по найму, но планирует открыть свое дело. Как видно на Рисунке 3, большинство таких руководителей работают в маркетинге, консалтинге и PR. Эта отрасль — настоящий генератор предпринимателей. Интересно, что к маркетологам и пиарщикам подтягиваются управленцы из строительных, девелоперских и риэлторских компаний, а также из индустрии гостеприимства (HoReCa — отели, рестораны, кафе/кейтеринг).

Топ-менеджерам и руководителям среднего звена, планирующим открыть бизнес, в основном, от 30 до 35 лет. У большинства сегодня менее 10 подчиненных, хотя есть менеджеры с очень серьезными управленческими навыками: почти 22 % руководят 20-50 сотрудниками, еще 13 % имеют в подчинении более 50 человек.

Рисунок 3. Портрет менеджеров, планирующих стать бизнесменами

Рис-3

Источник: «Агентство Контакт»

Подводя итог результатам этого исследования, можно обратить внимание на несколько существенных, на наш взгляд, тенденций:

  • Предпринимательская активность наемных руководителей довольно высока и непременно будет расти в дальнейшем.
  • Основные мотивы к открытию собственного бизнеса – финансовые. Немаловажны, по-видимому, и профессиональные мотивы — невозможность дальнейшего роста в компании/утрата интереса к текущей сфере деятельности (у большинства менеджеров, совмещающих наемную работу и предпринимательство, свое дело никак не связано с текущей работой). Свой бизнес в таких ситуациях становится хорошим решением. Совмещение его с основной работой позволяет иметь возобновляемую финансовую «подушку» для развития бизнеса и выручает, когда свое дело проседает по прибыли или терпит крах.
  • Легче всего пускаются в свободное плаванье в основном те, кто привык к проектной работе и чья специализация позволяет упаковать в услугу отдельную функцию, которую часто передают на аутсорсинг (маркетинг, консалтинг, PR).

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы