Стартапы и аутсорсинг

Буквально на днях общался с потенциальным клиентом – планируемым стартапом. Первый раз, пожалуй, за все время общения я услышал от клиента примерно следующее: «Мы посмотрели рынок аутсорсинга и сравнили со своим бухгалтером. Я не понимаю, как можно вообще рассматривать вариант с собственным бухгалтером – аутсорсинг намного проще и выгоднее».

Давайте посмотрим – действительно ли дело обстоит именно так и если так – то почему. У меня нет готового решения, и нет задачи произвести полноценный анализ, скорее, – просто попытаться привести основные резоны и поле для «подумать»

Стоимость

Основной плюс аутсорсинга – возможность продать маленькой компании «полбухгалтера» или даже «треть» бухгалтера. Это действительно оказывается сильно дешевле, чем нанимать в штат собственного специалиста – даже с учетом маржи провайдера аутсорсинг будет дешевле.

С другой стороны, есть такое понятие как «приходящий» бухгалтер – фактически частное лицо или частный предприниматель, который в свободное от работы время (или в другое время) ведет бухгалтерию небольшой компании. По сути – это тоже аутсорсинг. По факту – стоимость таких услуг будет существенно (возможно – в разы) ниже — фактически это премия за риск работы с частным лицом на основе персональной договоренности.
В любом случае, для небольшой компании выбор аутсорсинга в том или ином виде – оправдана, а будет ли выбран приходящий бухгалтер или компания – не важно, важна суть. Но кроме стоимости (которая является критерием выбора для небольших компаний в большинстве случаев) важно подумать и о других факторах.

Масштабируемость

С точки зрения масштабируемости аутсорсинг опять же хорош. И, пожалуй, выигрывает у приходящего бухгалтера – поскольку рост компании, безусловно, интересен аутсорсеру (собственно, на это аутсорсер и рассчитывает, когда начинает работать с небольшой компанией). Опять же, аутсорсер может обеспечить плавный и предсказуемый рост затрат (приходящий бухгалтер с этой точки зрения тоже неплохой вариант, однако рано или поздно наступит момент, когда из-за размеров потребуется работник на полный рабочий день).

Предсказуемость и степень риска

Пожалуй, это единственный фактор, где аутсорсинг безоговорочно выигрывает. Суть аутсорсинга в моих глазах – в передаче рисков провайдеру, который умеет этими рисками управлять (и берет за это деньги). К нам достаточно часто приходят клиенты, бухгалтера которых увольняются, уходят в декрет, заболевают или просто сбегают. Несмотря на то, что личная ответственность бухгалтера в большинстве случаев высока (и часто распространяется за пределы трудового контракта) –бухгалтера ищут работу после сдачи отчетности, а не после, часто после окончания трудовых отношений досдают отчетность – ситуации с «внезапно и вчера нужно сдать отчет по прибыли» все же случаются. И застраховаться от такой ситуации нельзя – кроме случая использования аутсорсинга. И опять же нужно понимать, что за такую «страховку» нужно платить деньги (платить или нет – личный выбор каждого руководителя, у нас автомобильные-то страховки не всегда покупают).

Нужны ли стартапы аутсорсеру?

Это самый «интересный» момент, который я хотел бы осветить. По статистики (она настолько популярна, что исходный источник, пожалуй, и найти будет сложно) из 100 новых фирм в первый год разоряются 90-95, и еще несколько разоряются в последующие 5 лет (что интересно, на западе компании в основном умирают из-за недостатка оборотных средств, а не из-за не прибыльности бизнеса).

Работа с такой компанией – безусловный риск для аутсорсера, который заключается в том, что средний срок жизни клиента вместо привычных 5-10 лет превращается в совсем уж неприличные 6-12 месяцев.
Для снижения указанного риска аутсорсер должен работать с «рискованными» компаниями на других, более жестких условиях – предлагать им меньшую отсрочку платежа, закладывать большую маржу, чтобы когда компания после 6 месяцев жизни закрылась, аутсорсер не выяснил, что работал ради любви к искусству (или, что еще хуже, работал себе в убыток).

Из этого следует, что не все стартапы интересны для аутсорсинга. Компании, которые изначально пытаются строить нормальную систему управления и жить по предсказуемым правилам аутсорсерам безусловно интересны. Компании, управляемые по принципу случайного генератора – нет, т.к. они как правило пытаются получить «безграничный» пакет услуг за фиксированную (и, как правило, низкую) стоимость. Для последних работает неблагополучный замкнутый круг – чтобы снизить риски непредсказуемого поведения клиента аутсорсер вынужден закладывать бОльшую маржу, а повышенная стоимость отпугивает таких клиентов.

С другой стороны – мы начали работать с Икеей, когда у них было около 60 сотрудников. H&M стал нашим клиентом, имея трех (!) сотрудников и ни одного магазина.

Суммируя вышеизложенное – решая использовать аутсорсинг подумайте о последствиях. И расскажите аутсорсеру о своих планах – понимая чего ждать от вас, мы сможем предложить вам что-нибудь интересное (может быть даже дать интересные цены в обмен на планы о столице в Нью-Васюках) и лучше оказывать сервис.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы