Плановые проверки ГИТ – чек-листы и риск ориентированный подход

Для всех работодателей плановые проверки со стороны Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) теперь должны проводиться только по проверочным листам (чек-листам, опросным листам) – 1 июля 2018 года полностью вступило в силу Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080, которое и закрепило этот порядок. Но у многих организаций остались вопросы, чего ждать от такого вида проверки и как к нему подготовиться?

Применение чек-листов возможно только при плановых проверках. Внеплановые проверки по-прежнему будут проводиться в соответствии с вопросами, послужившими основанием для такой проверки.

Прежде всего, проверка по чек-листам – это разновидность риск-ориентированного подхода (далее – РОП) к проверкам, который сейчас внедряется не только в трудовых отношениях. Статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 294-ФЗ) закреплено применение РОП ко многим видам государственного контроля (см. перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806).

В основе РОП – деление организаций на классы (категории) по той опасности, которую они могут представлять. При этом, речь тут идет не столько об опасном производстве или вредных условиях труда, сколько о надежности конкретной организации с точки зрения трудовых отношений.

Правила, по которым работодатели получают свою категорию риска при проведении проверок по трудовому законодательству, можно посмотреть в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее – Приложение к Положению № 875).

К критериям, по которым будут оценивать работодателя, относятся:

  • потенциальный вред, который организация может нанести ценностям, охраняемым трудовым законодательством;
  • возможную тяжесть последствий несоблюдения данным работодателям требований закона;
  • добросовестность организации как работодателя (по предыдущим проверкам и на основании обращений граждан);
  • уровень травматизма в организации и другие критерии, которые можно отнести к тому, что называют HR-брендом.

Почему, говоря о проверках по чек-листам, так важно понимать категорию риска организации? Да потому что периодичность плановых проверок по тем самым опросным листам будет зависеть от того, к какой категории риска организация отнесена. Для проверок по трудовым вопросам есть пять категорий и, соответственно, пять вариантов периодичности плановых проверок (п. 1 Приложения к Положению №875, п. 20 Положения № 875):

Категории риска работодателей и периодичность плановых проверок в зависимости от категории

для категории высокого риска один раз в 2 года
для категории значительного риска один раз в 3 года
для категории среднего риска не чаще чем один раз в 5 лет
для категории умеренного риска не чаще чем один раз в 6 лет
для категории низкого риска плановые проверки не проводятся

Как видите, в зависимости от того, насколько ваша организация надежный, привлекательный и обязательный работодатель, вы получите категорию риска и, соответственно, определенную периодичность проверок.

Как видите, в зависимости от того, насколько ваша организация надежный, привлекательный и обязательный работодатель, вы получите категорию риска и, соответственно, определенную периодичность проверок.

Итак, теперь вас ждет проверка по чек-листам, разработанным Рострудом. Перечень вопросов в этих листах предусматривает проверку всех самых важных моментов, связанных с трудовой деятельностью. Порядок разработки листов утвержден постановлением Правительства от 13 февраля 2017 года под № 177.

В каждом проверочном листе указаны вид контроля, вид деятельности организации, категории риска и другие идентифицирующие параметры. Сами вопросы предполагают варианты ответов «да» или «нет», а иногда – «не относится».

Да/нет-вопросы обязательны для всех работодателей. Например, первый вопрос из первого листа «Трудовой договор заключен в письменной форме» — на него будет проставлен ответ «да» или «нет», т.к. у каждого работодателя со всеми работниками должен быть заключен трудовой договор. Возможности ответа «не относится» в этом вопросе нет.

А вот, например, вопросы 12 и 13 из того же листа относятся к определенным работодателям, а значит для остальных организаций тут будет выбран ответ «не относится».

Также листы содержат отсылки к законодательству, относящиеся к каждому вопросу, и перекрестные ссылки на другие списки вопросов, которые косвенно связаны с рассматриваемыми.

При этом сами вопросы повторяться в разных листах у разных проверяющих органов не будут. Федеральный закон от 19.07.2018 N 208-ФЗ и Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ, вступившие в силу 30 июля 2018 года, пресекают возможность дублирования вопросов, а значит, и возможность излишних проверок и штрафов.

По итогам проверки будет, как и прежде, составлен акт, а заполненные проверочные листы пойдут к нему приложением. Руководителю проверяемой организации передадут копию акта и листов. Если он с чем-то не согласен, у него будет 15 дней для опротестования.

5 октября 2018 года вступил в силу Приказ Роструда от 11.04.2018 N 201, который утвердил новые проверочные листы

В целом, надо признать, что такой подход к проверкам облегчает жизнь работодателей.

Во-первых, выходить за рамки вопросов в листах инспекторы не могут.

Во-вторых, имея на руках листы, работодателю проще подготовиться к проверке – на их основе можно провести внутренний аудит, обнаружить все недочеты и заранее их исправить.

Добавить комментарий

Комментариев нет

Перейти к началу страницы