Отражаем в налоговой отчетности безвозмездное оказание услуг. Чаcть 2

iStock_000008585916XSmallМы продолжаем разговор о тонкостях оформления безвозмездного оказания услуг в налоговой отчетности. В нашей предыдущей статье мы рассматривали специфику налогообложения мероприятий, бесплатных для участников, а также бартера. Сегодня речь пойдет о спонсорстве и благотворительности.

Спонсорство

Понятие «спонсор» фигурирует в № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. и обозначает лицо, обеспечившее предоставление средств для организации и проведения мероприятия либо создания и использования любого результата творческой деятельности. Соответственно, спонсорской называется реклама, распространяемая при условии упоминания в ней спонсора. Не путайте ее с социальной рекламой, направленной на достижение общественно полезных целей и обеспечение интересов государства.

Соглашение о спонсорстве может и не предусматривать оказания возмездных услуг за установленную плату. Однако в отдельных случаях спонсорский взнос имеет признаки  благотворительной помощи, направленной на финансирование деятельности некоммерческой организации. При этом встречное действие может и не быть четко выраженным как возмездное оказание именно услуг по рекламе. Например, спонсор может предоставить средства в обмен на будущее содействие со стороны получателя помощи в заключении договоров, установлении бизнес-контактов и проч. В таком случае поступление средств от спонсора не является выручкой, полученной от оказания услуг рекламного характера.

По соглашению со спонсором, стороне, получающей средства (даже если она не признается исполнителем рекламных услуг), спонсорский взнос следует включить в налоговую базу по НДС. Это делается согласно  пп. 2 п. 1 ст. 162  НК РФ, который обязывает увеличивать налоговую базу на суммы, полученные за реализованные товары/услуги в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Не включают полученную от спонсоров финансовую помощь в налоговую базу по НДС только неплательщики НДС, применяющие специальные налоговые режимы. Между тем наиболее частые получатели спонсорских взносов — социальные НКО (некоммерческие организации) — не всегда пользуются преимуществами спецрежимов, применяя различные льготы по НДС, предусмотренные ст. 149 НК РФ по основной деятельности.

В случае, если по спонсорскому соглашению получатель взноса обязан предоставлять информацию о спонсоре и его деятельности на правах рекламы, такое соглашение трактуется как договор возмездного оказания услуг. С той лишь разницей, что рекламирование обычно происходит в ходе социально значимого, культурного или спортивного мероприятия.

Привлечение дополнительных финансовых средств путем заключения договоров со спонсорами и рекламодателями облагается НДС (Постановление ФАС МО по делу № А40-44834/11-90-194 от 13.02.2012 г.), а услуги по распространению спонсорской рекламы облагаются НДС в общем порядке как возмездная реализация (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исключением является социальная реклама. Бесплатно оказанные услуги по ее созданию и распространению не облагаются НДС (пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ), если соблюдено хотя бы одно из нижеперечисленных условий:

  • в программе на радио спонсор упоминается не более трех секунд;
  • в телевизионной программе, в кино или на видео длительность упоминания спонсора составляет не более 3 секунд и оно занимает не более 7% площади кадра;
  • при любом другом способе распространения рекламы спонсорам отведено не более 5% всей рекламной площади.

Найдется немного спонсоров, заинтересованных в такой рекламе. Как правило их рекламируют куда масштабнее, и получатели спонсорских взносов начисляют налог как с услуг по распространению обычной рекламы.

Если спонсорство осуществляется в виде передачи имущества, а не денежных средств, гражданско-правовые отношения между сторонами спонсорского соглашения могут квалифицироваться как договор мены. Тогда спонсор должен исчислить НДС с передаваемого имущества, а получатель взноса вправе заявить предъявленную ему сумму налога к вычету.

Благотворительность

Эту область деятельности регулирует отдельный закон № 135-ФЗ. По нему под благотворительностью понимается добровольная передача гражданам и юрлицам материальных средств и предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях. Благополучатели не обязаны рекламировать своих благотворителей и их бизнес. Благотворительностью не признается аналогичная деятельность в отношении коммерческих организаций.

HR менеджмент для руководителя или как построить эффективную командуДля НКО есть ряд льгот в части налогообложения. Например, безвозмездное оказание им услуг и передача имущества не облагается НДС согласно специальной норме — пп. 12 п. 3 ст. 149 НК (а в общем случае – облагается согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК).

Это, правда, не касается подакцизных категорий товаров: винно-водочной и иной спиртосодержащей продукции, табачной продукции, автомобильного топлива и масел, продукции нефтехимии, легковых автомобилей и мотоциклов (п. 1 ст. 181 НК РФ).

Если помощь получает физлицо, в налоговую инспекцию подается документ, подтверждающий фактическое получение им конкретной помощи. Гл. 21 НК РФ не устанавливает список подтверждающих документов, однако это не значит, что можно обойтись вовсе без документов. Ведь при таком раскладе безвозмездная передача имущества может быть расценена как подарок со всеми вытекающими последствиями по начислению НДС.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы