Что такое SLA, и как его правильно использовать?

Делая ставку на аутсорсинг, необходимо понимать, что результативность партнерства напрямую зависит от схемы взаимодействия заказчика и исполнителя, и секрет успеха во многом определяется грамотным соглашением Service Level Agreement, SLA (в дословном переводе означает «Соглашение об Уровне предоставления Сервиса»).

Привлечение квалифицированных подрядчиков позволяет сбросить со своих плеч непрофильную деятельность, одновременно повышая качество выполнения отдельных групп бизнес-процессов. Но не всегда, а только в том случае, если условия сотрудничества побуждают обе стороны к повышению эффективности работы. Соглашение SLA, что в дословном переводе означает «Соглашение об Уровне предоставления Сервиса», является основным документом, определяющим как будут строиться отношения заказчика и аутсорсера. Конечно, у любого поставщика услуг уже есть готовые шаблоны SLA, которые предлагаются потенциальным клиентам, однако не рекомендуется принимать полностью все условия договора, если вы не проанализировали их на предмет соответствия особенностям своего бизнеса.

Что должно быть отражено в SLA?

Сервисный контракт может включать в себя различные разделы и пункты, однако в нем обязательно должны присутствовать фундаментальные элементы, определяющие структуру самого сотрудничества. Среди них:

  • Перечень услуг, которые будет оказывать подрядчик
  • Формат и форма предоставления сервиса
  • Критерии оценки качества выполнения работ
  • График выполнения работ
  • Разделение ответственности сторон
  • Вопросы обеспечения соответствия требованиям закона
  • Механизмы мониторинга деятельности и предоставления отчетности
  • Порядок и принципы оплаты
  • Процедуры разрешения споров
  • Категории конфиденциальных данных, не подлежащих разглашению
  • Условия прекращения действия договора.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются четкие SLA соглашения, в которых приведены не просто абстрактные позиции сторон, а конкретные требования, показатели и метрики, имеющие отношение к реальному бизнесу и фактическим условиям работы.

Борьба за эффективность

Если большая часть пунктов SLA понятна любому руководителю, вопрос определения качества предоставления сервиса является одной из тонкостей, которые при правильном выборе могут сделать SLA инструментом для повышения эффективности сотрудничества, а при неграмотном подходе – цементирующей субстанцией, которая сведет на нет все выгоды аутсорсинга.

В общем случае существует 4 вида характеристик работ – это объем, качество, оперативность и эффективность. Численное определение данных параметров позволяет создать метрики для оценки уровня обслуживания. Чтобы правильно подобрать критерии оценки работы, мы предлагаем придерживаться пяти основных принципов:

Во-первых, необходимо использовать только те метрики, которые отражают реальное изменение результативности работы для заказчика. Оценивая усилия, затраченные поставщиком услуг, необходимо обратить внимание как на количественные, так и на качественные показатели.     Например, оценивая усилия, затрачиваемые подрядчиком на решение тех или иных задач в рабочих часах, мы никак не стимулируем его к повышению качества и оптимизации затрат. Чтобы выбрать правильную метрику, нужно поставить себя на место партнера и представить себе, что он будет делать в той или иной ситуации.

Во-вторых, SLA должно содержать метрики, зависящие конкретно от участвующих в договоре сторон. Например, требование доставлять корреспонденцию в течение 72 часов адресату не отражает реальной деятельности партнера, а вот условие передачи корреспонденции в курьерскую службу в течение 24 часов полностью подвластно исполнителю и может четко контролироваться.

В-третьих, выбирая характеристики для определения качества предоставления сервиса, необходимо опираться на те данные, которые легко собрать и обработать. В идеале все метрики должны агрегироваться автоматически. В противном случае процедура оценки качества сервиса будете ежемесячно стоить дополнительных средств, уходящих на ручной сбор и обработку данных.

В-четвертых, необходимо ограничить SLA именно теми параметрами, которые действительно для Вас актуальны. Оторванные от реальности и сложные в определении характеристики только запутывают отношения между клиентом и поставщиком услуг.

Но и, наконец, выставляя требования к исполнителю, необходимо понимать, что любое повышение уровня предоставления сервиса ведет к дополнительным затратам. Так, не следует запрашивать ежедневной отчетности, если она фактически нужна вам раз в неделю.

Построение партнерства

Правильно составленное соглашение SLA объединяет в себе методологию оценки сервиса, разделение ответственности и финансовую компенсацию выполняемых работ. Индивидуально разработанное соглашение позволяет сформировать необходимую мотивацию для исполнителя, в результате которой он начинает решать задачи клиента как свои собственные. При этом SLA – это отнюдь не формальность и даже не страховка от ошибок, при грамотном подходе именно SLA становится тем фактором, который способствует повышению прозрачности и эффективности деятельности, как заказчика, так и исполнителя.

Комментарии запрещены.

Перейти к началу страницы