Законопроект о штрафах за «зарплатное рабство»

Несколько лет назад практически все СМИ публиковали громкие новости об «отмене “зарплатного рабства”». Поводом для них тогда послужили изменения, внесенные в ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Они формально закрепляли за работником право самому определять, как и куда должна быть перечислена его заработная плата.

На самом деле такое право было у работника и раньше, а с вступлением в силу новой редакции ТК РФ оно лишь стало более очевидным, и ожидалось, что проблем с безналичным перечислением зарплат больше не будет. Однако в последние дни законодатели все чаще говорят о том, что за принуждение сотрудников к участию в зарплатном проекте работодателя надо вводить штрафы.

Так что же все-таки происходит с безналичным перечислением заработной платы в России, и какие санкции могут ждать тех, кто играет не по установленным правилам?

Прежде всего, надо понимать, что по умолчанию ТК РФ предполагает выдачу зарплаты сотрудникам наличными деньгами в месте работы (ч. 3 ст. 136 ТК РФ). Однако с учетом современных реалий законодатель установил возможность перечисления сумм, причитающихся работнику, в безналичной форме. Это, и правда, удобно, тем более что многие небольшие организации вообще полностью перешли на безналичный расчет и упразднили должность кассира.

До 2015 года часть ст. 136 ТК РФ, определяющая способы выплаты зарплаты, была довольно проста: «заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором». Из формулировки видно, что законодатель предполагал, что именно сотрудник сам будет определять, на какой счет получать свою зарплату. Правда, возможность поменять счет для перечисления заработной платы предусмотрена не была.

Реальность внесла коррективы, и работодатели начали активно привлекать и новых сотрудников, и уже работающих к участию в зарплатных проектах. Вызвано это и простым удобством – все перечисления идут по одному алгоритму, и экономическими соображениями – если перечислять работникам деньги на счета в разных банках, то за перевод будет взиматься комиссия, которую организации брать на себя не хотят.

В результате складывалась иногда парадоксальная ситуация – если человек менял места работы, то у него накапливалась целая коллекция банковских карт, причем часто это были карточки одного банка, но открытые разными работодателями в рамках разных зарплатных проектов.

Чтобы прекратить двусмысленное прочтение ст. 136 ТК РФ работодателями, а также, чтобы дать сотрудникам возможность менять банки, с 1 января 2015 года была введена в действие новая редакция статьи – та, которая действует и сейчас. Она делает больший акцент на том, что именно работник в своем заявлении определяет, куда перечислять зарплату, а также устанавливает порядок изменений кредитной организации для такого перечисления.

Введение новой редакции не предполагало никаких специальных санкций за неисполнение организациями этого порядка, и требование к работникам участвовать в зарплатных проектах продолжается и по сей день. Именно поэтому законодатели вышли с инициативой внести изменения в ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), которые установят ответственность за отказ работодателя сменить сотруднику банк для получения зарплаты.

Предполагается, что штрафы составят для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; для ИП — от 1000 до 5000 руб.; для организации — от 30 000 до 50 000 руб.

Одновременно инициатива предполагает внесение изменений в ст. 136 ТК РФ – там предлагают увеличить срок на переход из одного банка в другой с 5 до 15 дней.

Надо признать, что вопрос с «зарплатным рабством» стоит довольно остро – по сведениям Роструда, в 2018 году было выявлено 8,1 тыс. случаев отказа работодателей сменить сотрудникам банк для перечисления заработной платы, а это 10% всех нарушений трудового законодательства. Так что велика вероятность, что законопроект о штрафах примут, а значит, работодателям надо менять подход к этому вопросу и позволять работникам получать заработанные деньги на те счета, которые им удобно.

При этом для многих организаций остается вопрос с комиссией – кто должен ее выплачивать? В интернете на форумах можно найти много разных рассуждений о том, что это обязанность работника – мол, работодатель обязан только перечислить зарплату в полном размере, а уж если до работника она дошла не вся, потому что банк списал комиссию, это уже не наши проблемы.

Эта позиция полностью противоречит законодательству. В статье 22 ТК РФ сказано, что работодатель обязан в полном размере выплатить работнику причитающееся, а не перечислить, т.е. – сотрудник должен получить ровно столько, сколько установлено трудовым договором. Из суммы зарплаты удерживается только НДФЛ, а также возможны удержания, которые установлены ст. 137 ТК РФ. Комиссия за банковские операции там не предусмотрена. Кроме того, такова и позиция всех официальных органов – нельзя ставить работника в невыгодное положение по сравнению с другими только из-за его банка.

Правда, расходы на банковскую комиссию за перечисление зарплаты в банк, в котором обслуживается сотрудник, можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (см. письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03-03-06/1/56590).

Так что с «зарплатным рабством» — привязкой сотрудников к зарплатному проекту работодателя – пора полностью попрощаться.

Добавить комментарий

Комментариев нет

Перейти к началу страницы