Трудовые отношения на микропредприятиях – ошибки и их последствия. Часть 2. Ошибки в документах и процедурах.

В предыдущей статье мы начали разбор основных ошибок в кадровом делопроизводстве небольших организаций. В прошлый раз внимание было направлено на ошибки в трудовых договорах – самые дорогие с точки зрения штрафов.

Надо признать, что перечисленными в первой части ошибками, увы, дело не ограничивается. Часто в трудовых договорах можно встретить массу условий, которые противоречат трудовому законодательству, а это может стоить все те же 100 000 рублей за каждый договор с нарушением. Как ни странно, случаи, когда к составлению трудового договора привлекают юристов с общегражданской специализацией, только усугубляют ситуацию.

Дело в том, что подход к трудовому договору принципиально отличается от подхода к договору гражданскому. И если в последнем можно прописать почти любые условия, то трудовой договор таких вещей не терпит.

Например, часто встречается условие о том, что работнику запрещается работать по совместительству. Но Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) позволяет любому (почти) сотруднику работать по совместительству в неограниченном количестве организаций. И даже чаще всего, не ставя вообще в известность основного работодателя. Урезать права работника по сравнению с теми, что дает ему ТК РФ – это прямая дорога к штрафам.

Кроме ошибок в трудовом договоре, множество несоответствий с законодательством и в работе с персональными данными. Причина кроется в том, что в России к этой теме в принципе относятся иначе, чем на западе. Но наше законодательство построено именно на западных образцах, а отсюда – масса нарушений. Просто все делают, как привыкли, а не как того требует закон. Кстати, если делать по закону, то работать будет проще – меньше документов и возни с ними.

Главная ошибка – избыточное количество информации и документов, которые требуют от сотрудника. Никаких анкет или автобиографий сейчас быть не может – такие документы не предусмотрены ст. 65 ТК РФ. А расширить перечень документов, требуемых от работника при оформлении на работу, организация не в праве (пп. 2 абз. 1 ст. 86 ТК РФ).

Не забудьте приказом руководителя назначить ответственного за работу с персональными данными. Это не тот человек, который будет один работать со всеми персональными данными. А тот, кто будет этой работой руководить и за нее отвечать.

Больше того, даже в перечисленных документах можно смотреть не все страницы. Например, в паспорте для оформления на работу достаточно информации с первого разворота и стр. 13 (воинский учет).

Нельзя хранить и ксерокопии документов – данные с оригиналов нужно переписать в личную карточку работника (Т-2). В ней для этого специальные разделы предусмотрены.

В работе с персональными данными микропредприятия совершают еще одну ошибку. Выбирая вариант типового большого трудового договора и отказываясь от локальных нормативных актов (далее – ЛНА), не учитывают тот факт, что этот вид договора позволяет не принимать ПВТР и положение о системе заработной платы. Но не отменяет Положение о персональных данных. Этот ЛНА все равно придется принимать.

Выстраивая работу с персональными данными нужно помнить, что с лета 2017 года штрафы в этой сфере увеличились, причем сильно (см. ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). А проверяющим органом теперь назначен Роскомнадзор.

Да, микропредприятиям, как и большим организациям, необходимо выполнять все требования законодательства по персональным данным. Никаких исключений для них нет.

Также нет исключений для микропредприятий и в части работы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее – ГО и ЧС). Со 2 мая 2017 года все работодатели, независимо от их размеров и численности сотрудников, обязаны проводить вводный инструктаж по ГО и ЧС при приеме сотрудника на работу. А также в течение года проводить курсовое обучение для всех сотрудников. При этом в самой организации специальное обучение должны пройти ее руководитель и еще один человек – ответственный за ГО и ЧС.

На самом деле, ошибок в ведении кадровой документации на микропредприятиях бывает довольно много, и все их рассмотреть в небольшой статье невозможно. Часто они связаны со спецификой работы конкретной организации.

Но как вы видите, для небольших организаций почти не предусмотрено никаких особенностей. А те, что есть – вызывают в итоге только больше вопросов. При этом проверяющие органы – а их много – подходят к микропредприятиям почти с тех же позиций, что и к организациям побольше.

Однако это не повод опускать руки или нарушать закон – всегда можно доучить человека у себя или воспользоваться услугами сторонней организации, выстроить всю работу правильно и уже не бояться никаких проверок.

Добавить комментарий

Комментариев нет

Перейти к началу страницы